SAVED http://www.cdrm.ru/kerigma/metod/uch-prg/opk/opit-opk.htm

Опыт введения предмета "Основы православной культуры"
в общеобразовательных учреждениях Ногинского
района Московской области.

Протоиерей Виктор Дорофеев
(Настоятель Покровской церкви с.Кудиново
Ногинского района Московской области).


Весной 1998 г глава Ногинского района Владимир Николаевич Лаптев обратился к управляющему Московской епархией Митрополиту Ювеналию с письмом, в котором выразил озабоченность духовно-нравственным состоянием современного общества и, как один из шагов к решению этой проблемы, предложил ввести в школах Ногинского района преподавание Закона Божия. Владыка митрополит поддержал эту инициативу и благословил благочинного церквей Ногинского округа протоиерея Михаила Ялова предпринять шаги по реализации этого предложения.

     Первые шаги.
     Введение этого курса (он был назван "Основы православной культуры" - ОПК) было сопряжено с рядом трудностей. Необходимо было готовить преподавателей, программы, учебные пособия. В отношении преподавателей были просмотрены следующие возможные варианты:
     - преподавание священнослужителями, - имеющих достаточное богословское образование и хотя бы небольшой опыт преподавания священнослужителей немного и они, как правило, настолько загружены, что внести реальный вклад в введение курса в школах практически не могут;
     - преподавание студентами Духовной Семинарии и Академии, Богословского института, - студенты загружены своим учебным процессом и реальной возможности постоянного преподавания в школе, как правило, не имеют;
     - единственная реальная возможность - это подготовка преподавателей общеобразовательных школ.
     Первым шагом на этом пути было проведение семинара по проблемам духовно-нравственного воспитания. Через Управление Образования (начальник Асоскова Н.С.) директорам школ было предложено прислать на семинар людей, которые хотели бы поучаствовать в этом начинании. Семинар был проведен силами преподавателей Свято-Тихоновского Богословского института и священнослужителей Ногинского благочиния. Вначале отношение участников семинара к идее введения преподавания ОПК в школах было весьма настороженным. Однако к концу семинара ледок растаял и стало понятным, что преподавание ОПК не только возможно, но и необходимо. На следующий день участники семинара посетили Троице-Сергиеву Лавру, где познакомились со святынями Православия, ближе узнали друг друга, поделились своими мнениями и обсудили итоговый документ семинара.
     В конце августа для учителей, желающих преподавать предмет ОПК, были организованы краткосрочные курсы при Богоявленском соборе г.Ногинска. В течение двух недель учителям преподавались следующие дисциплины: Священное Писание, Введение в богословие, История Церкви, Катехизис, Основы православной культуры, Методики. Занятия проводились ежедневно, кроме праздничных дней, было четыре урока по полтора часа каждый. Курсы не ставили целью дать преподавателям богословское образование. Они давали объем понятий, знаний, которыми необходимо владеть учителю для преподавания в школе. По окончании курсов было проведено собеседование индивидуально с каждым преподавателем. По результатам собеседования большей части преподавателей было выдано свидетельство об окончании курсов с рекомендацией преподавать курс ОПК в школах района. Это свидетельство не имеет никакой юридической силы, но дает возможность директорам школ знать, кто из учителей имеет достаточную подготовку для преподавания ОПК. На собеседовании не проводилась оценка знаний преподавателей, поскольку за такой короткий промежуток времени научить чему-либо просто не представлялось возможным. Собеседование выявляло, насколько человек правильно понимает Православие, насколько желает постичь его глубины. Свидетельство выдавалось с расчетом на то, что в будущем преподаватели пополнят свои теоретические и практические знания в области Православия и смогут передать их детям. К началу учебного года были определены основные задачи предмета и составлена программа для учащихся младших классов.

     Задачи.
     Основных задач курса было поставлено три:
     1. Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии. Для того, чтобы понимать нашу культуру, искусство, традиции, дух нашего народа человек должен хорошо понимать основы Православия. Атеистическая политика нашего государства в недавнем прошлом вынуждала изымать религиозные элементы из произведений наших классиков, из нашей культуры, а если такие элементы и встречались, то им давалось примитивно-материалистическое толкование, что не давало возможности увидеть глубины духа нашего народа, истоки нравственных устоев. Примеров того, что без знания основ Православия невозможно понять нашу культуру, можно приводить множество. Приведем лишь несколько. Одно из величайших произведений мировой культуры - это икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Понять глубинную суть этой иконы невозможно, не зная догмата о Существе Божием, сути пришествия Спасителя на землю, сути Спасения. В области литературы возьмем православного по духу писателя Ф.М.Досто-евского и одно из самых известных его произведений "Преступление и наказание", в котором он проводит параллель между судьбой главного героя и евангельским повествованием о воскрешении Лазаря. Эта параллель неоднократно прослеживается в романе. Следователь спрашивает Раскольникова, верит ли он в воскрешение Лазаря. Соня Мармеладова читает Раскольникову, по его требованию, отрывок из Евангелия - опять о воскрешении Лазаря. Обращается к Раскольникову один из персонажей романа Разумихин: "Это ты, брат, хорошо сделал, что очнулся, четвертый день едва ешь и пьешь". (Лазарь был мертв в течение четырех дней). И невозможно понять эту параллель без понимания сути греха, который приводит к духовной смерти человека. Поэтому Раскольников, совершив тяжкий грех убийства, духовно убивает сам себя, об этом он сам и говорит: "Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!" Об этом говорит и Соня, узнав о преступлении Раскольникова: "Что вы, что вы это над собой сделали!" Формально он ничего с собой не сделал, но Соня понимает, что тяжкий грех есть духовное самоубийство. Таким образом, прене-брежение православной духовной основой произведения ведет к его полному непониманию.
     В стихотворении А.С.Пушкина "Отцы пустынники…" отразился духовный опыт переживания поэтом великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, которая обрела особоезначение для его духовной жизни:

          Всех чаще мне она приходит на уста
          И падшего крепит неведомою силой…

     Много ли найдется в наше время людей, которые могли бы объяснить глубинную суть христианского духовного делания, которое вдохновляло подвижников на подвиги пустынножительства? Тем более немногие смогут объяснить где, какую молитву читает священник во время Великого Поста.
     Многие наши великие композиторы - Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков и другие писали богослужебную музыку, понять глубинную суть которой невозможно без знания Православного богослужения. Наши пословицы, поговорки традиции, нередко связаны с Православием. Например, принято мужчинам в помещении снимать головной убор. Наиболее вероятным представляется следующее объяснение этой традиции. На Руси в каждом доме имелись иконы. Заходя в дом, каждый человек должен был в первую очередь помолиться на иконы. При этом, согласно наставлениям апостола Павла, мужчины должны молиться с непокрытой головой. Поэтому если мужчина не снимал головной убор в помещении, это считалось показателем его безбожия, либо пренебрежения к святым, изображенным на иконах.
     Таким образом, первой задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла Православного искусства.
     2. В настоящее время общеобразовательные учреждения занимаются в основном обучением детей светским наукам. Воспитание, формирование мировоззрения детей происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют СМИ, а также законы, система ценностей, которая существует в детско-подростковой среде. С сожалением приходится констатировать, что в этой среде в настоящее время происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, взамен которым приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. СМИ самым активным образом насаждает такое мировоззрение, что приводит к самым пагубным последствиям. СМИ, особенно телевидение, сегодня имеют колоссальное влияние на души людей. Примером тому может служить тестирование детей, проведенное с помощью рисунков, в которых они, получив задание нарисовать свою семью, иногда рисуют родственников и телевизор. На Западе при тестировании детей на вопрос: "Что бы вы выбрали, родителей или телевизор?" - голоса разделились примерно пополам. Причины многих бед, нестроений в жизни детей, подростков заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Предмет ОПК призван заполнить этот пробел и изложить православную точку зрения на основные вопросы бытия, познакомить с системой нравственных критериев Православия. Это вторая задача курса.
     3. К настоящему времени накоплено немало фактов как служителями Православной Церкви, так и представителями правоохранительных органов причинения людям душевного и физического вреда деятельностью сект, псевдодуховных организаций, разного рода оккультных целителей. Многие из них в своей деятельности используют приемы психозомбирования, психологические приемы вербовки. Здесь не идет речь о свободе религиозного выбора человека, здесь речь идет о сознательном воздействии на людей с целью использования их в своих целях. Задача предмета в отношении таких организаций и отдельных личностей - давать духовную оценку их деятельности и таким образом предотвращать обман и возможное попадание детей в их сети. Что касается других вероисповеданий, то предмет ОПК с Православных позиций должен объяснить различие разных вер, изложить точки зрения других вер на те или иные вопросы, чтобы в дальнейшем дети могли свободно ориентироваться и иметь возможность свободного выбора того или иного вероисповедания. Это третья задача предмета.

     Программа, учебники.
     Программа для начальных классов была написана преподавателем Ольгой Константиновной Харитоновой применительно к сложившейся ситуации. В то время преподаватели, как правило, не имели достаточных богословских знаний, поэтому для каждого из них необходима была литература, которая давала бы возможность подготовиться к занятиям. С другой стороны, не было единого учебника по этому предмету, поэтому программа была построена следующим образом. К теме каждого урока давался список литературы, которая в настоящее время издается и которую можно приобрести в свободной продаже. На деньги администрации были закуплены книги для школьных библиотек, небольшое количество учебников для учащихся. Для всех школ была выписана еженедельная газета "Воскресная школа", которая публикует материалы для уроков ОПК, материалы в помощь преподавателям публикуются также в газете Ногинского благочиния "Воскресение". Поэтому преподаватели, имея запас духовной литературы, могут подготовить любую тему из программы. Опыт показал, что эта программа на данном этапе оказалась достаточно удачной, уже третий год по ней преподается предмет ОПК в школах района. Что касается старших классов, была рекомендована курская программа. Однако эта программа рассчитана на детей, которые занимаются этим предметом с первого класса и поэтому целиком ее применять для старших школьников невозможно, поскольку они не владеют многими элементарными знаниями в области Православия. Поэтому в старших классах преподавателям была предложена творческая работа. Они сами выбирали темы и проводили уроки.

     Введение предмета.
     В сентябре 1998 г. предмет ОПК был введен в 26 школах района (всего их 52). Это те школы, где были готовые вести предмет преподаватели. Сразу была оговорена следующая особенность введения предмета. По существующему законодательству мы имеем право вводить религиозные дисциплины для преподавания в школах, но это должно делаться только с согласия родителей и только во внеурочное время. Поскольку у нас предмет вводился в сетку часов, мы определили, что если, условно говоря, "Закон Божий", который читается в православных гимназиях, воскресных школах предполагает обучение детей некоторым знаниям в области Православия и обучение практической жизни по канонам Православия, т.е. молитве, исповеди, участию в таинствах, постах и т.д. и это обязательно для учащихся таких школ, то при введении предмета ОПК в школах учащимся дается только некоторый объем знаний в области Православия и не предполагается обязывать детей участвовать в таинствах, молитвах и т.д. Таким образом, ОПК - предмет, который лишь рассказывает о Православии и поэтому не противоречит существующему законодательству. Тем не менее, через районное Управление Образования было доведено до сведения директоров учебных заведений, а они должны были довести до сведения учителей, родителей и учащихся, что посещение этого предмета добровольное. Если по каким-либо основательным причинам родители или сам ребенок не желает посещать этот предмет, родители должны заявить об этом администрации школы или преподавателю, и ребенка от уроков освободят. При этом, если урок ОПК в расписании первый или последний, ребенок его не посещает, если урок в середине дня - присутствует на уроке в параллельном классе.
     В некоторых школах предмет преподавался во время классных часов, а также как факультатив.
     После введения предмета в конце сентября проводилось анкетирование, с помощью которого были выявлены случаи отказов. Оказалось, что отказы такие есть, были они ровно в половине школ, где преподавался предмет, но везде эти отказы единичные. Например, в школе №35 из 12 классов отказался один человек. Наибольшее число отказов в школе № 18, где из 475 учащихся, которым преподавался предмет ОПК, отказались 11 человек. Большинство отказов по религиозным причинам, т.е. родители и (или) дети являются членами каких-либо неправославных конфессий.
     Подготовка преподавателей.
     Преподаватели предмета ОПК продолжили свое образование на трехгодичных курсах при Богоявленском соборе г. Ногинска. Эти курсы проходят в течение учебного года 1 раз в неделю в послеобеденное время - 2 урока по 1,5 часа. Ведутся занятия силами священников Ногинского благочиния, преподавателей Московской Духовной академии, Свято-Тихоновского Богословского института, привлекаются и другие преподаватели. Также проводятся открытые уроки по ОПК, на которых учителя имеют возможность перенять опыт своих коллег. Самые интересные уроки записываются и хранятся в библиотеке. Периодически преподаватели совершают паломнические поездки по святым местам.
     В конце 1999 г. были проведены краткосрочные курсы для преподавателей младших классов, а в начале лета 2000 г - для воспитателей детских садов. Была сформирована еще одна параллельная группа. В настоящее время на курсах в двух группах занимается около 60 человек. В конце 3-го года обучения предполагается провести аттестацию преподавателей, по результатам которой будет выдаваться документ, дающий право на ведение предмета ОПК.

     Первые результаты.
     В конце 1999 года было проведено анкетирование в 5 школах района. Целью анкетирования было выявление отношения родителей и учащихся к Православию, предмету ОПК, а также выявление практических результатов введения предмета. Результаты анкетирования показали следующее:
     - считают себя православными 92% родителей (из 363 опрошенных) и 87,1% старшеклассников (из 170 опрошенных);
     - совсем в Бога не верят 2% родителей и 1,1% старшеклассников;
           - 84% родителей написали, что дети рассказывают им о том, что узнали на уроках ОПК;
           - 75% родителей считают, что их дети стараются применять в жизни полученные на уроках ОПК знания, 68% - что дети стремятся получить дополнительные знания в области Православия;
           - 61% родителей считают, что полученные детьми знания влияют и на них самих;
           - считают нужным преподавание ОПК в школах 91% родителей, не считают нужным 6,6%;
           - 57,6% старшеклассников считают, что уроки ОПК в лучшую сторону повлияли на их понимание жизни, отношение к людям, 29,4% считают, что не повлияли;
      положительное влияние заключается в следующем:
     - хочется желать людям добра, счастья, любви;
     - хочется выполнять заповеди;
     - лучше ориентируюсь в жизни;
     - стал(а) терпимее;
     - понял, что нужно учиться понимать людей, помогать им;
     - стараюсь думать прежде совершения поступка;
     - стал осознавать, что такое грех;
     - стал(а) лучше понимать людей, выслушивать их;
           - 57% старшеклассников намерены пользоваться в жизни знаниями заповедей Божиих, 6% - не намерены;
           - 86,4% старшеклассников считают, что им самим и их друзьям нужны уроки ОПК, 6% - что не нужны;
           - 92,6% учащихся младших и средних классов хотели бы, чтобы уроки ОПК были и в следующем году, 88,4% из них стараются жить по заповедям, 89% считают, что уроки ОПК помогают им оценивать свои дела и поступки;
           - многие из родителей и старшеклассников выразили пожелание продолжить преподавание предмета в следующем году и увеличить число часов.
     Отрицательных отзывов было незначительное количество. В большинстве своем они связаны с нежеланием увеличивать нагрузку детей.
     Таким образом, анкетирование показало, что предмет принят хорошо, желание, чтобы его преподавание было продолжено, есть и у родителей, и у детей.

     Конференция.
     В ноябре 1999 года была проведена конференция, на которой были еще раз раскрыты задачи предмета ОПК, подведены итоги введения предмета, гости конференции поделились опытом преподавания предмета в других регионах. По тем задачам, которые были изложены выше, на конференцию были приглашены квалифицированные докладчики, которые еще раз глубоко раскрыли проблемы современной жизни. Затем выступили преподаватели ОПК. Их выступления сняли весьма основательное опасение, связанное с тем, что к преподаванию предмета допускались учителя, не имеющие достаточного богословского образования и личного духовного опыта. Оказалось, что преподаватели сами с большим желанием обучаются этому предмету и передают свои знания учащимся. И дети, с другой стороны, проявили живой интерес к предмету. Учителя привели и ряд примеров благотворного влияния уроков ОПК на учащихся. Например, в небольшом видеосюжете, показанном на конференции, преподавательница рассказала об одном из ее учеников, первокласснике, хорошо известном с отрицательной стороны всей школе. Однажды пришла его мама, стала благодарить эту учительницу, и рассказала, что обычно от ее сына трудно добиться какой-либо помощи, участия, а некоторое время назад, когда она заболела, сын укрыл ее одеялом, принес воды и сказал, что нужно почитать отца и мать, так учили их в школе. Другая учительница рассказала, что после ее уроков дети сами отказались от одного из своих пороков - матерной брани.

     Конкурс.
     Одна из форм работы с детьми - это конкурс на лучшее знание предмета ОПК. Проходил он в два тура. В первом туре дети представляли свои творческие работы (рисунки, вышивки, иконы, рассказы, стихи, песни и т.д.) и отвечали на вопросы анкеты. Прошедшие во второй тур писали сочинения. Десять победителей конкурса получили возможность вместе с 5 священнослужителями и преподавателями в декабре 1999 г. совершить паломническую поездку в Иерусалим. Такую возможность предоставил Глава администрации Ногинского района В.Н.Лаптев. Этот конкурс предполагается сделать ежегодным.

     Преподавание предмета студентами Семинарии.
     Весной 2000 года была предпринята пробная попытка преподавания предмета в школах района студентами Московской Духовной Семинарии. К этому студентов готовили на уроках педагогики в стенах Семинарии, для них были прочитаны лекции об опыте преподавания в Ногинском районе. Они посетили открытые уроки в нескольких школах района, после этого сами пришли в классы проводить уроки. Проведение уроков показало, что студенты достаточно владеют материалом, их уроки вызывают большой интерес, хотя не все уроки прошли хорошо - сказывается отсутствие опыта преподавания, но в целом семинаристы в школах района были приняты с любовью и интересом. В нескольких классах старшеклассники просили администрацию школы оставить того или иного семинариста для беседы еще на один урок. После уроков было проведено анкетирование детей 5-11 классов школы №10 (всего было опрошено 150 чел), которое показало, что 95% детей считают такие уроки нужными, объясняя это так: "Урок... помогает разобраться в современной жизни"; "Пусть почаще приезжают, т.к. они просвещают молодежь по многим волнующим вопросам, о которых до беседы с ними мы не знали"; "Александр (семинарист) ближе к нам, т.к. молод, поэтому он понимает нас, а мы - его".
     Необходимость таких встреч отметили и преподаватели. Например, преподаватель школы №10 Наталья Александровна Лисицына: "Я видела, с какой радостью приглашали ребята студентов-семинаристов в 11-е классы, во время перемены забрасывали их вопросами, тянули за руку и просили: "ну пойдемте к нам, мы с вами еще поговорим". Наши дети нуждаются в этом глотке духовных знаний". Завуч школы №2 Марина Леонидовна Чевтаева: "Студенты располагают к себе детей, дети их слушают, я считаю, что из них получатся хорошие педагоги".
     А вот мнение самих студентов: "Это дело необходимо продолжать. Направление очень перспективное, дети нас ждут" (Иван Онищенко).
     И, наконец, пожелания старшеклассников: "Очень рада, что такие уроки проводились. Было очень интересно... Приезжайте почаще. Жаль, что вы посетили нас только в последнем классе"; "Тема "Избрание Владимиром христианской веры" показалась мне интересной. Где-то в глубине души всколыхнулись старые мысли о душе, Боге, религии. Эта беседа вызвала из глубины моей памяти образ старого учителя-монаха... Размышления о высоком заставили оглянуться на себя и других. Я считаю, что такие уроки нужны, ведь они заставляют задуматься над смыслом своей жизни. Эти беседы наполняют светом темные уголки души…И не забывайте отдавать частичку своей веры окружающим. Я хочу попросить вас, дорогие семинаристы, почаще приезжать к нам с такими беседами. Да хранит вас Господь".
     Практически все единодушны в мнении, что этот опыт весьма полезен и должен быть продолжен в будущем.

     Контроль.
     Одной из существенных проблем, возникающих при введении курса ОПК, является контроль качества преподавания, оценка результатов преподавания. Также есть существенная необходимость помощи преподавателям в методической подготовке и практическом ведении уроков. С этой целью в конце 1999 года в Управление Образования был взят на должность инспектора по предмету ОПК владеющий основами Православия преподаватель, который занимается этими вопросами.

     В целом можно сказать, что преподавание предмета ОПК в школах района вызывает большой интерес и оказывает положительное влияние как на детей, так и на их родителей.


НОГИНСК (БОГОРОДСК) 2000

Используются технологии uCoz